Растительный мир
Графская пристань. Севастополь.

Графская пристань. Севастополь.

Графская пристань — это парадный причал, своеобразная эмблема города, архитектурный памятник ,...

Театр им. А.С. Пушкина. Евпатория

Театр им. А.С. Пушкина. Евпатория

Строительству театра предшествовали горячие споры в администрации города.  На...

«Поджигающая» горы Скумпия

Когда на Украине люди назвали скумпию «рай-деревом», они, по всей вероятности, имели в виду великолепную осеннюю царственно-пурпурную окраску ее листьев. Тех самых листьев, которые единственные в живом мире владеют тайной красивой смерти. Именно этот кустарник ярчайшим багрянцем «поджигает» крымские предгорья и перелески в октябре, и как раз скумпия явилась той красочно одаренной «волшебницей», которая вдохновляла многих поэтов. Вот как пишет о ней М. Волошин:

«Поджигающая» горы Скумпия

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры,
В огне кустарники...

«Поджигающая» горы Скумпия

У нашего современника, тонкого ценителя крымской природы Н. Тарасенко эта же тема выглядит несколько по-иному:

Лес из одних лишь только скумпий
довольно густ, хоть невысок,
кому другому, может, скучный,
не лес, конечно. Так, лесок...
Зато какое полыханье
ветвей жарптичьего пера!
Какое острое дыханье.
Моя осенняя пора.

Интересна легенда о появлении скумпии в Крыму, приведенная В. Кондараки в его «Универсальном описании Крыма» (г. Николаев, 1873). В древнем княжестве Мангуп мужчины ушли воевать, оставив жен, стариков и детей на горной вершине Баба-Кая, а внизу в пещерах разместили рабов. Рабы, спустя некоторое время, отказались повиноваться. Женщины собрали совет и решили уничтожить непокорных, но рабы прознали об этом, выкрали оружие, разгромили женщин и сделали их своими наложницами.

Вернувшиеся мужья сочли для себя позорным сожительствовать с женщинами, имевшими детей от рабов, изрубили жен саблями и покинули страну. С тех пор, рассказывают деды, на крови их и возросли в Крыму скумпии.

Это, так сказать, литературно-художественный «портрет» растения, но если «поверить гармонию алгеброй», то есть сопроводить поэзию точным ботаническим описанием, то научная характеристика скумпии сводится к следующему. Крона густая, шаровидная, побеги голые, блестящие или опушенные, листья простые, очередные, синевато-зеленые. Женские и мужские цветки собраны в одной метелке. Плод — сухая костянка. Побеги при поражении выделяют млечный сок. Предельный возраст 80-100 лет.

В старых ботанических пособиях ее можно встретить под именами желтинник, скомпия, жевтушник, красильщик, шевское дерево, матрач, кожевенное дерево и париковое дерево. Синонимами также являются три научных названия: скумпия обыкновенная, сумах красильный и скумпия коггигрия. Желтинником и красильщиком ее назвали за ярко выраженные красящие свойства, а имени «париковое дерево» скумпия обязана пышным цветоносным, а позднее не менее пышным плодоносным метелкам, образующим над кустом как бы розовато-фиолетовый мягковолосистый «парик».

На службе у человека скумпия со времен незапамятных и одна из древнейших областей ее применения — дубление кож. В IX веке кожи вымачивали в жидком кислом тесте или квасе. Потом их мяли, мездрили тупыми ножами, дубили в настоях различных растений и сушили на распялках. В XVII веке, по приказу царя Алексея Михайловича, листья скумпии под названием «святогорский лист» заготавливали в окрестностях Святогорского монастыря на Донце и доставляли их в подмосковное местечко Чашниково, где был устроен сафьяновый завод. Долгое время до этого для дубления кож использовалось заграничное сырье — дубовые орешки-галлы. Со времен завоевания Крыма татарами местная скумпия тоже в деле: помощница в выделке из козьих и бараньих шкур дорогостоящего сафьяна и кож. В окрестностях Мангупа, с севера, к нему примыкают три оврага, один из которых назван Табан-Дере — Кожевенный овраг, или Ущелье кожевников. Когда-то там, в убогих лачугах жили ремесленники-караимы. Они вырубали в скалах особые чаны, наполняли их дубильным экстрактом из тут же растущих скумпий и сумаха и вымачивали в них бесчисленные бараньи шкуры. Занятие это из века в век передавалось от дедов к внукам, и к XVIII веку, в различных местах Крыма уже вовсю процветали выделка и дубление войлока, седел, сафьяна и грубых кож. Известный ботаник В. Талиев в своей статье «О растительности крымских яйл» писал, что кожевенный промысел процветал в Бахчисарае, Карасубазаре (Белогорске) и в Старом Крыму.

Интересна скумпия и для медиков. Из содержащихся в разных ее частях танина и галловой кислоты изготавливаются различные лекарственные препараты (пираголол, секуринин, таноформ, таниган), благотворно действующие при кровотечениях, поносах, язвах, отеках, заболеваниях горла и кожи. Кора скумпии может заменить хну, а твердая, красивой текстуры древесина идет на мелкие поделки и музыкальные инструменты. Кроме этого, она неплохо противостоит гниению, и раньше в Крыму и на Кавказе жерди-тычки для винограда делали из скумпии.

Дикие заросли и искусственные посадки скумпии имеют в Крыму большое почвозащитное и противоэрозийное значение и потому ее столь часто можно увидеть на склонах оврагов, вдоль железных дорог, горных автострад и в лесозащитных насаждениях. Неплохо скумпия перекосит и атмосферные условия города, поэтому в садах и парках ей самое место. Культивировать ее человек начал с 1650 года.

Уникальная природа Крыма

География, растительный и животный мир